Правительство, ЦБ и Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) разрабатывают законопроект, который позволит банкам принимать в обеспечение ипотечных ценных бумаг права требования по договорам долевого участия в строительстве (ДДУ).
Когда банк выдает кредит на строящееся жилье, залогом могут выступать права требования заемщика к застройщику, поясняют юристы. Такие кредиты приравниваются к ипотечным, но закон об ипотечных ценных бумагах не считает их обеспечением, поскольку риски банков по ним были выше, объясняет представитель АИЖК.
Ситуацию изменили поправки в закон о долевом строительстве, принятые летом, — создан аналог системы страхования вкладов: государство гарантирует либо завершение строительства, либо возврат денег гражданину — участнику ДДУ. Создан компенсационный фонд защиты дольщиков, куда каждый застройщик обязан перечислять 1,2% стоимости каждого ДДУ.
Теперь риск по кредитам под залог ДДУ будет низким, ипотечное покрытие с участием таких кредитов станет высокого качества, указывает представитель АИЖК и выражает надежду, что банки смогут быстрее рефинансировать кредиты, высвобождать ресурсы и увеличивать выдачу ипотеки. Кредиты под залог ДДУ и сейчас можно секьюритизировать — как неипотечные активы. Но президент Владимир Путин поручил за три года отказаться от долевого строительства.
Рынок ипотечной секьюритизации в России невелик — 60 млрд рублей с начала года, за то же время ипотеки выдано на 1,3 трлн рублей, сообщает АИЖК. Но инициативу банки считают полезной.
Так, законопроект позволит удлинить срок обращения ценных бумаг до сопоставимого со сроком самих ипотечных кредитов. Это снизит процентный риск ипотечных банков, а значит, уменьшит и ставку ипотеки, считает представитель группы ВТБ, если, конечно, количество покупателей ипотечных ценных бумаг увеличится. Стоимость пассивов снизится, а в конечном итоге — и ставки ипотеки. Сейчас доля ипотечных кредитов группы ВТБ, обеспеченных правами требований по ДДУ, — 40—45%, а секьюритизировано будет до конца 2017 года не более 10%.
Комментариев пока нет